Наш метод озвучивания православных храмов

    Метод, представленный ниже, мы считаем оптимальным для озвучивания православных храмов. Преимущества:
  • звук в храме не становится громче, повышается только разборчивость;
  • получается очень натуральный тембр голосов, который своей натуральностью способен удивить даже опытных звукорежиссеров;
  • если в один и тот же микрофон во время службы будут говорить люди с разными речевыми навыками и с разного расстояния, регулировка громкости или компенсация тембра не потребуется;
  • на разборчивость речи не влияет количество прихожан в храме, в пустом и переполненном храме тембр голосов не меняется (на больших праздниках в переполненном храме повышается лишь шум от прихожан, который можно компенсировать небольшим увеличением громкости акустических систем);
  • все управление оборудованием можно свести к простым выключателям или вовсе к одному электрическому автоматическому выключателю (автомату);
  • так как оборудование не требует управления и защищено от неумелого пользования, оно не ломается.

Представленный метод озвучивания храма основывается на звукорежиссерских приемах, противоречащим традициям использования звукового оборудования. Данные противоречия возникают из-за особенностей служб в православных храмах. В любой ситуации, когда используются микрофоны и акустические системы возникают две аудио проблемы: появление акустической обратной связи («заводка», создающая гул или свист микрофона), возникающей в случае, когда микрофон начинает усиливать собственный звук, приходящий из акустической системы. Вторая проблема — сильное затухание (потеря звукового давления) при передаче звука акустической системой на большое расстояние.

В обычном театральном или концертом зале микрофоны расположены в непосредственной близости от исполнителя, а акустические системы направлены в зал и расположены к исполнителю спиной. Для усиления залов используются мощные акустические системы, направленные на зрителей. Так звук от исполнителя попадает в микрофон с максимальной громкостью; микрофону сложно уловить собственный звук из акустических систем; и из-за того, что акустические системы имеют высокую мощность и, как правило, устанавливаются над авансценой (между сценой и зрительским залом), то звук из систем хорошо слышно даже на задних рядах. При этом передние ряды не оглушаются. Стены и потолок в театральных и концертных залах отделан звуко-поглощающими материалами, снижающих звуковые отражения, окрашивающих тембр голоса исполнителя.

В храме же все наоборот. Церковнослужители и прихожане (исполнители и зрители) не разделены авансценой и находятся вместе. А стены храма не только не имеют звукопоглощающих поверхностей, но наоборот, предназначены для отражений звука и передачи этих отражений во все уголки храма. В театре или на концерте исполнители имеют навыки сценической речи или пению, в храмах это встречается не всегда. То есть в храмах почти всегда сложно и сделать аудио-захват микрофоном с максимальной громкостью, и развернуть акустические системы к микрофону спиной.

Как сделать аудио-захват микрофоном с большого расстояния? Как победить акустическую обратную связь? Как ухватить шепот и возглас одним микрофоном и при этом сделать так, чтобы не потребовалась регулировка громкости во время службы? Как избежать концертного звука в храме с чрезмерной громкостью, то есть сделать голоса не навязчивыми и похожими на натуральные?

Решить все эти проблемы можно через создание ситуации, при которой тихие звуки будут усиливаться, а средне громкие и громкие — ограничиваться до уровня тихих с помощью лимитера. Так, например, громкий хор не будет заглушать микрофон чтеца, стоящего перед общим с хором аналоем.

Второй задачей будет усилить тембр голосов и хора не во всем спектре частот, а с подчеркиванием частот, отвечающих за разборчивость. Можно выделить три опорные частоты: 500 Гц (отвечает за более слитное восприятие усиленного микрофоном голоса и натурального (не усиленного); 3,5 кГц (восприятие букв, это основная частота, влияющая на разборчивость); 6,3 кГц (буква «С» плюс ощущение «воздуха», уменьшение этой частоты делает голоса «как из бочки», увеличение приводит к выделению буквы «С» и свистящим согласным). При этом обязательно нужно также ограничить диапазон голоса фильтрами Butterworth 24дБ/октаву в диапазоне 250-9000Гц.

Плюс нужно следить за тем, чтобы звук из акустических систем не мешал прямому звуку от говорящего в местах, где прямой звук слышен прихожанам. То есть нужно создавать несколько разных звучаний микрофона в зависимости от того, насколько в конкретном месте слышно или не слышно прямой звук говорящего.

Выравнивая тембр голоса в акустических системах, необходимо отслеживать заводящиеся частоты и делать баланс между отсутствием «заводок», требуемой громкостью (слышимостью) и красотой тембра.

Как распространить звук по храму, чтобы на него не влияло количество прихожан? Как устранить все акустические дефекты помещений храма? Как снизить отражения от стен и окрашивание тембров голосов?

Традиционное расположение акустических систем предполагает направление систем на слушателей. В такой ситуации, чем меньше будет отражений от стен и потолка, тем лучше будет восприятие звука.

Задержки звука для уравнивания прихода. Как избежать звука как на вокзале

Контакты

Телефоны:

+7(495) 749-63-24

Адрес:

Москва, улица 7-я Кожуховская дом 20А

СВЯЖИТЕСЬ С НАМИ

Оставьте свои контактные данные и мы Вам перезвоним

Ваше имя:

Телефон:

Тема обращения: